Наша образовательная система фокусируется лишь на интеллектуальной составляющей аргументации в ущерб эмоциональной. Чем старше мы, тем более абстрактным и обезличенным становится наше обучение. Бизнесмены считают, что теоретические и статистические выкладки гораздо ценнее историй. Однако за дверями офис, а когда мы расслабляемся в кругу друзей, мы незамедлительно прибегаем к историям. Мы еще в детстве приучаемся ожидать от рассказа психологического удовольствия, вот и тогда это ожидание удерживало наше внимание. Так отчего же не разговаривать с людьми на привычном языке, т.е. рассказывать истории?
Цель менеджера по работе с персоналом — чтобы служащие приняли культуру его компании. Креативному директору необходимо вызвать у подчиненных вдохновение, юристу – убедить присяжных оправдать или осудить его клиента. Общественному деятелю – собрать пожертвования. Стартапу – заразить своей идей инвесторов и убедить принять на себя риск, без которого не обходится ни один по-настоящему инновационный процесс. В любом бизнесе, если вам не удается эмоционально наполнить ваших клиентов, вы их потеряете. Успех зависит от способности донести цель до слушателей таким образом, чтобы они ощутили стремление действовать. И лучше механизма, чем устный рассказ, не найти! Нарратив – с одной стороны метод демонстрации искренности, а с другой – полное совпадение с потребностями клиента.
Понимая, что сейчас последует история (не поток и информации), слушатель чаще всего встречает ее доброжелательно. Он расслабляется, быстрее концентрируется на словах говорящего. Бизнес-аудитория будет даже больше доверять такому рассказчику, который признает собственную уязвимость, чем кому-то, кто представляется богом менеджмента, которому чужды ошибки. Но если лидер использует подлинную драму, чтобы правдиво раскрыть суть важной для его бизнеса проблемы, у слушателей возникает ощущение, будто они открывают ее сами.
Рассказ таит в себе информацию, идею, эмоциональный заряд и проект, которые в соответствии с целью рассказчика должны найти путь к сердцу и разуму слушателя. Но благодаря его волшебной притягательности и мудреной структуре рассказ приводит слушателя в восторг, так что тот даже не осознает, что ему передается скрытое послание. В конце он лишь чувствует внезапный призыв к действию.
Питер Губер в своей книге «Расскажи, чтобы победить», отлично демонстрирует, что целенаправленный рассказ — лучший способ побудить, вдохновить и заставить того, кто вам необходим, сделать то, что вам необходимо». Питер Губер выделили в историях три важных блока и их составные части.
ТРИ ВАЖНЕЙШИХ БЛОКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ РАССКАЗОВ:
- ЖИЗНЕННЫЙ ВЫЗОВ — привлеките внимание слушателей внезапным вызовом или проблемой.
- КОНФЛИКТ – пробудите эмоциональные переживания, поведав о сражении, необходимом, чтобы справиться с вызовом или решить проблему.
- РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – через поражающую вдохновение развязку вдохновите сопереживающих героям слушателей на собственные действия.
УСПЕШНАЯ ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ ВСЕГДА ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ЧАСТЯХ:
- ПОДЛИННЫЕ ГЕРОИ И ЧЕТКО РАСПОЗНАВАЕМЫЕ ПЕРСОНАЖИ ВЫЗВАЮТ СОЧУВСТВИЕ.
Если рассказ – механизм передачи эмоцией, то персонаж – помощник и проводник. Слушатель будет идентифицировать себя с персонажем. Героем рассказа может быть — мужчина, женщина, животное или неодушевленный предмет. В роли героя может выступить рассказчик, слушатель, покупатель, место, продукт, общественность или коллектив Слушатели сочувствуют тем героям, чьи конфликты, проблемы и размышления заставляют их ощутить собственную уязвимость и прикоснуться к собственным подлинным чувствам. Такие эмоции, как — надежда, любовь, решимость и стремление, наделяют героя гораздо большей убедительностью, чем интеллект красота, мускулы, сила и смелость. Пик героизма заключается не только в том, что слушатель стал героем собственной истории, а героем собственной жизни. Герои, потерпев крах, не оставляют усилий. Поэтому единственная настоящая неудача – если ты не встал после падения. Ведь риск преображает человека, но только если он выжил.
- ДРАМА – ДВИГАТЕЛЬ ИСТОРИИ.
Что околдовывает нас, заставляя нетерпеливо ждать продолжения? Жизнь, поставленная на кон, подозрение, сила, смерть, добро и зло, невинность и угроза. Между ожидаемым и неизвестным должно располагаться напряжение. Эмоциональное напряжение заставляет гадать: что случиться и как повернуться события? Чем больше гадаешь, тем сильнее захватывается внимание. А чем больше внимания уделяешь истории, тем больше слышишь, замечаешь и запоминаешь.
- «Я ПОНЯЛ!» : ТОЧКА НАШЕЙ ВСТРЕЧИ.
Моментом истины с рассказе является та наэлектризованная точка, в которой «я…» рассказчика, высекая искры, встречается с ответным «понял!» слушателя, образуя волшебное объединяющее «Я понял!». Эта вспышка означает, что вы попали в цель. Вашего слушателя настигает тот же волнующий заряд эмоций , замыслов и значений, который наполнил вас в момент изначального озарения идеей.
- ФАКТОР «ОТ МЕНЯ К ВАМ».
В наиболее действенных бизнес-историях внимание сфокусировано на интересах, целях или проблемах, которые разделяют и рассказчик, и слушатель. Сила таких историй напрямую зависит от прочной связи «от меня к вам», которая возникает, как только становится ясно, что рассказчик говорит о чувстве или ситуации, лично испытанной слушателем. Такая связь рождает в слушателе сопереживание, обеспечивает доверие к рассказчику и гарантирует, что призыв к действию не оставит слушателя равнодушным. Фактор «от меня к вам» усиливает способность рассказа устанавливать взаимосвязи. Рассказ – это двусторонний процесс, вовлекающий одновременно рассказчика и слушателя и в идеале приносящий пользу обоим.
ВСЯКИЙ РАЗ, ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩИМ РАЗГОВОРОМ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ПОДГОТОВКУ:
- Какую цель вы пытаетесь достичь?
- Каковы задачи предстоящего разговора или выступления?
- Что должно в идее привлечь собеседника?
- Есть ли душа у вашей цели?
- Искренни ли ваши мотивы и совпадают ли они с высказываемой целью?
- Кто ваши слушатели?
- Чем они движимы и что их интересует?
- Каковы их предрассудки?
- В какой атмосфере слушатели чувствуют себя комфортно?
Увеличьте продажи, поставив маркетинговый учет в отделе маркетинга
ГДЕ ИСКАТЬ ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАССКАЗА?
Заслуживающие внимания герои и истории прячутся на каждом углу, ожидая, пока их расскажут. Главное не ждать, что отыщется уже готовая история, идеально сформированная и готовая к употреблению, а постоянно накапливать резерв отдельных фрагментов, способных впоследствии стать историям.
- ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Каждый из нас постоянно сталкивается с жизненными вызовами и борется с трудностями. Иначе говоря, мы все ежедневно проживаем новые истории. Если вы будете внимательны и запоминать не только то, что произошло, но и что это значило для вас, вы несомненно накопите материал для накопления будущих историй.
- ОПЫТ УВИДЕННЫЙ СО СТОРОНЫ
Многие люди пытаются убежать от реальности, не думать о том, кто они и где живут. В каждом из нас должен быть стержень жизни. Что толку пытаться зацепить аудиторию чужими мыслями? Все это дешево, когда нет ни одного слова от себя и царит сплошная абстракция. Иметь стержень жизни – значит обладать достаточной твердостью, чтобы рассказывать правду о том, что видел, и одновременно достаточным самоуважением, чтобы постараться самому поступать правильно. Наша репутация, возможно, строится на том, что видят в нас другие. А характер – на поступках, которые мы совершаем, когда нет других свидетелей, кроме нас самих.
- МЕТАФОРЫ И АНАЛОГИИ
Прелесть метафор и аналогии в качестве материала для историй заключается в их экономичности. Если выбрана действенная метафора, все эмоции и значения можно передать посредством единственного образа, иногда даже слова. Вот почему выдающиеся люди мыслят образами.
- НОВОСТИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Большинство из нас естественным образом черпает материал для историй в своей работе, в том, что больше всего привлекает. Иногда это люди, отношения, которые сами складываются в яркие человеческие истории. Порой это информация – не статистика или данные, а сведения о мире, который живет, дышит и сражается вокруг нас.
- КНИГИ И ФИЛЬМЫ
Кинофильмы, телепередачи и литература и даже библия – отличный материал для целенаправленных рассказов. Подлинное чудо в мире литературы – уметь превращать плоды фантазии в хорошо оплаченные шедевры. В них освещается путь к выходу из кризиса, пробуждается вдохновение и чувство, что и зрители могут жить успешно и гармонично.
- ИСТОРИЯ
Одним из богатейших источников материал для рассказов является история – настоящая сокровищница, полная легенд, мифов и подлинных приключений. Эмоциональный толчок, вызванный легендарной историей, ослепляет слушателей.
Тех, кто занимается профессиональным ростом или совершенствует мягкие профессиональные навыки и хотел бы за короткое время выйти на международный профессиональный уровень, приглашаем пройти производственную стажировку в Монреале (Канада).