Чем бы вы не занимались – руководство компанией, выступление порт-паролем, проведение семинаров и тренингов, презентация проектов или продукции — всякий раз вы проводите шоу.
Люди из делового мира и те, кто к нему не принадлежит, будут уделять вам больше внимания, впитывать больше информации, в большей степени почувствуют себя вовлеченными и с гораздо большей вероятностью воспримут вашу идею, если ощутят себя активными участниками вашей истории (вашего реалити шоу), а не просто «пассажирами». Что значит участвовать? Смеяться, плакать, волноваться, пересматривать прежние убеждения, принимать возможности, отвечать на вопросы, вставать или двигаться.
Сделайте свой бизнес таким же интерактивным, как «искусство рассказывать». Для этого:
- Соберите информацию об аудитории.
- Войдите в форму.
- Выражайте искренние чувства — заражайте энергией.
- Демонстрируйте свои чувства.
- Обращайте «нет» во «вперед».
- Сделайте ход или придержите карту.
- Будьте интерактивны.
- Захватывайте внимание аудитории.
- Возбуждайте любопытство.
- Используйте истории-трамплины с олицетворяющими предметами.
- Слушайте активно.
- Будьте готовы отойти от сценария.
- Передавайте контроль.
СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ ОБ АУДИТОРИИ
Кто, они ваши слушатели? Какой статус занимают в обществе? Что их окружает? Что их тревожит? Каковы их планы на будущее? Невозможно привлечь аудиторию к соучастию, не показав, что вы ее понимаете и способны внести лепту в решение их проблемы.
ВОЙДИТЕ В ФОРМУ
Правильный настрой важнее умных мыслей. Не только спортсменам нужно размяться перед выходом на поле. И мастерам рассказа это необходимо. Сначала необходимо войти в форму т.е. сконцентрировать энергию на желаемом результате рассказа, собрать энергию в кулак, отбросить любую тревогу и смущения и заболеть временной глухотой. Прийти в такое состояние перед началом рассказа жизненно важно, поскольку стремление (намерение) дает слушателям сигнал устремить свое внимание на вашу речь. Намерение может говорить громче слов. Вот почему в сфере устного рассказа не существует тайн — только невысказанные слова.
ВЫРАЖАЙТЕ ИСКРЕННИЕ ЧУВСТВА – ЗАРАЖАЙТЕ ЭНЕРГИЕЙ
Ваше тело начинает говорить до того, как вы начали говорить. Несите в себе заряд энергии. Это катализатор для превосходного рассказа. Как и стремление, искренность и энергию невозможно подделать. Если вы рассказываете историю, в которую не верите, ваши слушатели немедленно это почувствуют. Почувствуют и поведут себя в соответствии с этим чувством, даже если не могут выразить свои ощущения словами. Но так же быстро они уловят и подлинный энтузиазм и убежденность. Стремитесь чувствовать аудиторию, а не подавляйте ее. Настоящая энергия заразительна. Если ваша история действительно волнует вас и вы показываете это волнение, оно вызовет отклик в душе аудитории. Главное предназначение целенаправленного рассказа – вдохновить слушателей, зарядить их интересом к вашей миссии или проблеме. Человек способен на эффективный рассказ не только когда он бодр, оптимистичен и полностью счастлив. Энергия принимает множество разнообразных эмоциональных форм, и часто она выглядит гораздо убедительнее в сочетании с уязвимостью.
ДЕМОНСТРИРУЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА
Это не помеха, а важный актив. Чувствительность – один из наиболее недооцененных активов в мире бизнеса. У каждого из нас есть нечто общее с любым другим человеком. Но вы не выявите этих сходств, если не раскроетесь, не продемонстрируете свои интересы, тревоги и огорчения, позволив и остальным сделать тоже самое. При этом каким бы искренним и чувствительным вы ни выглядели, если вы проигнорировали интересы своей аудитории, не надейтесь на сопереживание.
ОБРАЩАЙТЕ «НЕТ» ВО «ВПЕРЕД»
Не секрет, что лидеры при слове «нет» становятся глуховаты и слышат его как «вперед». Упорство и стойкость важно в искусстве рассказа, как и в лидерстве. Стойкость нужна не для преодоления страха, а для того, чтобы его использовать. Сохранить твердость перед лицом даже мощного отвержения можно ясно излагаю свою историю и цели, напоминая самому себе, что «нет» нужно превращать во «вперед», понимая каждый отказ как возможность усовершенствовать свою историю и способ ее изложения. Ни один отказ не смертелен, пока сам писатель не покидает поле битвы, оставив на нем свои стремления и мечты.
СДЕЛАЙТЕ ХОД ИЛИ ПРИДЕРЖИТЕ КАРТУ
То, что вы хорошо подготовлены и находитесь в нужном состоянии, не значит, что ваша аудитория выслушает вам. Сколь прекрасна ни была бы ваша история, каким бы превосходным рассказчиком вы ни были и в чем бы ни заключалось ваше деловое предложение, состояние ваших слушателей имеет большое значение. Если они не в состоянии слушать вашу историю, они не смогут уловить призыв к действию. Иногда, можно еще на пороге решить, что шанса в этот раз у вас нет.
БУДЬТЕ ИНТЕРАКТИВНЫ
С самого начала задействуйте чувства аудитории. Чтобы аудитория решила выслушать вашу историю, ваше тело должно с того самого момента как вы вошли, подавать сигнал, что в вашей истории будет нечто ценное для каждого слушателя. Изменение темпа речи, повышение и понижение голоса, выбор отдельных собеседников для диалога или прикосновение к плечу слушателя не требует ловкости фокусника, однако все это может оказать на слушателей магический эффект, поскольку заставляет их чувствовать себя вовлеченными в разговор. В этом случае они ощущают, что непосредственно участвуют в истории и будут иметь свою «долю» в ее результате. Пообещайте им – через позы, улыбки и жесты, — что ваша история не причинит им вреда и не заставит скучать, но подарит им эмоциональное путешествие, которое им понравится и которое они будут с удовольствием вспоминать. Затем удостоверьтесь, что это обещание отчетливо слышится в вашем рассказе с начала до конца, — тогда к тому моменту, как вы полностью передадите им вашу историю, у них будет готов ответ и они с радостью откликнуться на ваш призыв к действию.
ЗАХВАТЫВАЙТЕ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ
Завладейте вниманием аудитории сразу и навсегда, а для этого, в первую очередь, обратите внимание на них. Устанавливайте зрительный контакт. Улыбайтесь, чтобы помочь слушателям почувствовать себя свободно. При водите цитаты, рассказывайте анекдоты, ставьте риторические вопросы. Если это уместно, пожимайте руки. Иногда можно до минимума понизить голос, чтобы слушатели вынуждены были податься вперед и слушать внимательно. Порой напряженная пауза, особенно после того, как вы изложили важную мысль, может говорить громче любых слов. Но обязательно следуйте сигналам, которые подают ваши слушатели.
ВОЗБУЖДАЙТЕ ЛЮБОПЫТСТВО
Широко распространенными методами стимулирования любопытства являются: концептуальный конфликт, взятие «на крючок», представление выбора, исследование, вознаграждение, моделирование, ограничение времени. Но самым действенным методом возбуждения любопытства является беседа в форме вопросов (например, «а что, если?») . Некоторые рассказчики предпочитают обходиться без вопросов, боясь сбиться с мысли. Конечно, в рассказе отклонения от темы могут быть опасны, однако, как создатель рассказа, вы всегда можете вернуть историю на нужный путь. Если возникает посторонний вопрос, пообещайте вернуться к нему позже (и обязательно сделайте это). Если вопрос опасен для вашей истории, если он грозит ее уничтожить и бросает любой иной вызов, примите его с достоинством, обдумайте и попробуйте понять, в чем его причина. Затем, прежде чем возобновить рассказ, достигните с автором вопроса согласия хоть в какой-нибудь точке. В такой момент это не всегда очевидно, но все же, нежелательные вопросы обычно проливают свет на предложения и вносят ценный вклад.
ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ЧУВСТВА АУДИТОРИИ
Ученые сообщают, что устная речь составляет одну из наименьших частей человеческой коммуникации. В основном она происходит невербально. Больше половины взаимодействия происходит на уровне зрительного восприятия, а более трети всех сообщений передается через тон голоса. Иными словами, мы много общаемся посредством наших чувств. Лучшие рассказчики считают обязательным рассказывать свои истории при помощи как вербального, так и невербального общения, потому что знают: чем сильнее слушатель ощущает историю своим телом, тем лучше он ее запомнит.
Увеличьте продажи, поставив маркетинговый учет в отделе маркетинга.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИСТОРИИ-ТРАМПЛИНЫ С ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Истории-трамплины способны за один шаг перенести слушателя на новый уровень понимания и побудить его к действию. Истории трамплины обычно совсем короткие (в несколько слов), правдивы и заканчиваются на позитивной ноте. Их лаконичность должна оставлять слушателю как можно больше пространства для создания собственной версии истории, которой он может распоряжаться и которую будет передавать далее. Добавив в историю-трамплин олицетворяющий предмет, вы сумеете подготовить площадку для рассказа, разобьете лед и перекинете мост между рассказчиком и собеседниками (лидерами, обладателями высокого статуса) в чуждой им области. Хорошим олицетворяющим предметом может быть подарок ассоциирующийся с детством или артефакт.
СЛУШАЙТЕ АКТИВНО
Насколько мало активное слушание используется не только в качестве эффективного бизнес-инструмента, но и непреложного бизнес-правила. Большинство деловых людей не способны активно слушать и осторожно «пощупывать» собеседника просто, потому что не дают себе труда помолчать.
Это диалог, а не монолог. Воспользовавшись активным слушанием вы можете фундаментально изменить стиль вашего общения: пытаясь убедить в чем-то собеседника (или что-то ему продать) приложите усилие чтобы разговорить его (побудить его рассказать вам его историю и возможно проблему). Интересоваться людьми, гораздо важнее чем казаться интересным. Это не значит, что не следует готовить историю заранее. Это значит, что каждую секунду следует слушать «как ястреб».
Значение, которое мы вкладываем в наши истории, управляет всей нашей жизнью. Большие проблемы начинаются с маленьких мыслей. Но с них же начинаются и великие достижения. Меняя свою историю, возможно изменить наполнение и качество своей жизни.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ ОТОЙТИ ОТ СЦЕНАРИЯ
Рассказчики, которые упрямо говорят только «по делу», возможно, боятся отклонится от намеченного курса и уйти в незнакомые воды. Или чувствуют, что слишком много времени и денег ушло на подготовку, чтобы теперь рушить весь план. Но никакие уважительные причины не вернут вам внимания аудитории, а если вы лишены ее внимания, зачем вообще что-то рассказывать.
Если вы готовы импровизировать, если умеете пользоваться энергией, сигналами, намеками и олицетворяющими предметами – всем ценным, что исходит от слушателя и что есть в комнате, — то почти всегда сможете спасти свою историю. Кроме того, правду забыть невозможно. Если вы сохраните искренность, какие бы неожиданности ни «выскочили» в вашей речи в этот момент спонтанности, они вызовут у слушателей доверие и скорее всего поспособствуют усилению вашего контакта с аудиторией, тогда как «верность сценарию» в этом не поможет.
ПЕРЕДАВАЙТЕ КОНТРОЛЬ
Конечная задача рассказчика – отпустить историю на свободу. Цель рассказа в том, чтобы слушатель получил вашу историю в собственное распоряжение. Вы хотите чтобы ваша история стала его. Тогда он сделает из вашей истории новую, свою собственную. Адаптирует ее, трансформирует, приспособит для себя. Чем больше ваши слушатели будут чувствовать свою историю своей собственной, тем вероятнее они начнут действовать в соответствии с ней.
Делегируйте контроль и власть над вашей историей. Ваши слушатели должны владеть ею, чтобы передавать ее дальше.
Рассказчика можно сравнить с дирижером симфонического оркестра, который стремиться чтобы все играли ноты пользуясь собственным уникальным мастерством и талантом. Музыкальное произведение (история) от этого становится богаче, чем та, которую бы сыграл один музыкант (рассказчик) изначально. Добейтесь чтобы каждый слушатель участвовал в истории так, как будто все зависит только от него.
Тех, кто занимается профессиональным ростом или совершенствует мягкие профессиональные навыки и хотел бы за короткое время выйти на международный профессиональный уровень, приглашаем пройти производственную стажировку в Монреале (Канада).