В бизнесе как и в жизни почему-то заведено изменениям любого рода протекать в четырех фазовой последовательности: эпос, трагедия, спектакль и перфоманс.
Вероятно когда-нибудь общество помудреет и, приобщившись к экспериментаторству, научится внедрять изменения безболезненно и подходить к ним эстетично, как к виду искусства. А пока экспортные проекты, влекущие за собой эволюцию общества и его космополитизацию, не составляют исключения и менеджеры ВЭД развивают их в представленной ниже последовательности.
Эпосный бизнес (часто монопольный или олигархический) взаимодействует с обществом в повествовательной форме в формате монолога. Вольно и поэтому непринужденно чувствуется эпосным приматам на национальном рынке. Для чего экспортировать, меняться и тем самым навлекать на себя неудобства?
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЭКСПОТЕРЫ
В тривиальном экспорте воспроизведение сосредоточено прежде всего на внешнем мире — взаимоотношения между участниками рынка, необратимые последствия их действий на окружающуя среду и возникающие конфликты. В отличие от эпосного бизнеса, трагический экспорт, приобретает диалогическую форму, чаще вопросительную — “Как быть дальше?”, “Кто может помочь?”, “А кто может научить?”. Эстетический предмет трагедии — эмоционально-волевые реакции заурядных собственников, проявляющие в словесно-физических действиях. Для драматических экспортных проектов характерны остро-конфликтные ситуации грядущих перемен, властно побуждающие собственников к словесно-физическому действию – “Они меня только используют”; “Я опять поверил, а они меня снова обманули”; “я должен им платить без результата, обойдутся!”; “Сначала продайте, а потом поговорим”; “Одни барьеры повсюду. Экспортировать невозможно.”; “Скопирую их продукт и буду себе сам продавать” и т.п. При этом акцент часто делается на конфронтации идеологий торговых союзов и общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении преднамеренно негативно настроенных участников международной команды или экономических держав.
НАША УСЛУГА: Продвижение на международном рынке
СОВРЕМЕННЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ
На смену нескольких тривиальных сюжетов экспортных проектов приходит его организационная форма — экспорт-спектакль. В этой инсценировке участвует целый театральный коллектив: актёры – потенциальные экспортеры, художники-декораторы — представители государственной системы поддержки, композиторы – государственные агентства внешнеэкономической деятельности, гримёры -маркетологи, и другие бутафоры — частные агенты ВЭД и консультанты.
В процессе эволюции государственной поддержки экспорта как художественной формы спектакля развития страны, с одной стороны, происходит разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждается принцип ансамблевости, предполагающий согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств. Так, на государственном уровне создаются специализированные центры поддержки экспорты, унифицируются правила организации экспортных проектов, разрабатываются экспортные стандарты. В компаниях открываются отделы ВЭД.
И все как бы должно пойти по сценарию после специально затеянных генеральных публичных репетиций на международных выставках. И снова нет! Слишком много тех, кто изрядно намучавшись, кричит — “Спектакль уже окончен!”
РЕКОМЕНДУЕМ: Менторство для экспортеров
ЭКСПОРТЕРЫ БУДУЩЕГО
Экспорту не суждено быть надуманным и хуже того – начисто скопированным. Успеха по написанному кем-то сценарию в природе быть не может. И зрителям, сидящим в темноте и с сопереживанием наблюдающим за сценой, в экспорте тоже места нет.
Экспорт – это перформанс, в котором непосредственно участвуют все, включая зрителей. Словно кусок жизни, экспорт — спланированная миссия или акция, выразительно у всех на глазах делающая современность частью искусства и обязательно втягивающая в нее зрителей.
Экспортный перформанс пишется менеджером ВЭД в самом процессе, он изучает опыт других, но на него не надеется. В этом и заключается отличие экспорта-перформанса от его предшественников, где экспортный товар – всего лишь выставленный на продажу продукт, без сюжета, без команды, без инсценировки и наслаждения процессом.
Смена экспорта-спектакля на перформанс истоками уходит к авангарду — переходу к конструкции процессов и непосредственной инсценировке. Истоки перформанса восходят к практикам футуристов – ученых–экспериментаторов и инновационных компанией, дадаистов — диаспоры и коучей, подчеркивающих бессмысленность жестокости и рационализма и провозглашающих созерцательное или творческое отношение бизнеса к действительности.
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ С НАМИ И ПОДПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ.